Устав Новгородской областной нотариальной палаты

Утвержден на Учредительном собрании нотариусов Новгородской области
в г. Новгороде 07 сентября 1993 года

Утвержден в новой редакции Общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 09 ноября 2001 года

Изменения и дополнения в устав утверждены
Общим собранием членов Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 20 декабря 2002 года

Утвержден в новой редакции Общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 21 мая 2014 года

Утвержден в новой редакции общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 03 марта 2016 года

Утвержден в новой редакции общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты (ассоциации)
в Великом Новгороде 03 марта 2017 года

Утвержден в новой редакции общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 06 марта 2018 года

Утвержден в новой редакции общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 18 декабря 2020 года

Утвержден в новой редакции общим собранием членов
Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 04 марта 2022 года

Изменения и дополнения утверждены
Общим собранием членов Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 03 марта 2023 года

Изменения и дополнения утверждены
Общим собранием членов Новгородской областной нотариальной палаты
в Великом Новгороде 22 декабря 2023 года

УСТАВ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ
(новая редакция)

Великий Новгород
2023 год

Новгородская областная нотариальная палата (далее именуемая – Палата) является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Новгородской области (далее – нотариусы).
Полное наименование Палаты – Новгородская областная нотариальная палата. Сокращенное наименование Палаты – НОНП.
Место нахождения Палаты – Великий Новгород.
Палата действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международными договорами и настоящим уставом.

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАЛАТЫ.
2.1. Палата является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления.
2.2. Палата имеет в собственности обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Палата вправе при реализации своих полномочий заключать гражданско-правовые и трудовые договоры.
2.3. Палата имеет самостоятельный баланс, смету доходов и расходов. Палата вправе в установленном законодательством порядке открывать счета в банках, в том числе в иностранной валюте.
2.4. Палата имеет печать, содержащую полное наименование Палаты на русском языке. Палата имеет штампы, бланки со своим наименованием, а также эмблему, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. Эмблема состоит из трех основных элементов и оформлена следующим образом: на фоне куполов Собора Святой Софии, олицетворяющего силу духа и мудрость Новгорода, раскрыта берестяная грамота с надписью «НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА», с правой стороны которой изображено гусиное перо, как символ неоспоримости документов, подписанных площадным подьячим (писцом), предтечей российского нотариата.
2.5. Палата не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Палаты не отвечают по обязательствам Палаты.
2.6. Палата осуществляет публично-правовые полномочия в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Палата вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует им.
Палата в качестве приносящей доход деятельности вправе осуществлять издательскую, полиграфическую, информационную и просветительскую деятельность, архивное дело, оказание юридических услуг, отвечающих целям создания Палаты, а также приобретение и реализацию имущественных и неимущественных прав.
2.8. Палата создана без ограничения срока деятельности. Реорганизация и ликвидация Палаты, порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.9.  Палата не вправе иметь филиалы и представительства.
2.10. Палата в силу закона является членом Федеральной нотариальной палаты.

Глава 3. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ.
3.1. Палата в соответствии с законодательством о нотариате призвана организовывать публично-правовую деятельность нотариусов по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Целями деятельности Палаты являются:
представление и защита интересов нотариусов;
оказание помощи и содействия нотариусам в развитии частной нотариальной деятельности;
организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса;
повышение профессионального уровня нотариусов;
организация страхования нотариальной деятельности;
3.2.6. обеспечение защиты социальных прав нотариусов, оказание нотариусам, сложившим свои полномочия, дополнительного социального обеспечения.
3.3. В рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации о нотариате и настоящим Уставом, Палата:
3.3.1. представляет интересы нотариусов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами, в том числе по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью нотариусов;
3.3.2. организует и координирует деятельность членов Палаты по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
3.3.3. оказывает помощь и содействие нотариусам в развитии профессиональной деятельности, обеспечивает защиту профессиональных прав и интересов нотариусов, организует работу по улучшению условий труда;
3.3.4. разрабатывает и реализует программы по социальной защите и оказанию материальной помощи нотариусам, лицам, ранее работавшим нотариусами, и иным лицам в соответствии с указанными программами;
3.3.5. осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, соблюдением требований настоящего Устава и Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
3.3.6. анализирует и обобщает опыт работы нотариусов, разрабатывает и издает методические пособия и справочно-информационные материалы по вопросам нотариальной деятельности;
3.3.7. ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры региональных тарифов, не превышающие предельных размеров региональных тарифов установленных Федеральной нотариальной палатой; размещает на официальном сайте Палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об установленных размерах региональных тарифов;
3.3.8. обеспечивает повышение профессиональной подготовки нотариусов, помощников нотариусов и работников Палаты, организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и контроль за её проведением;
3.3.9. согласовывает кандидатуры на должность помощника нотариуса;
3.3.10. выдаёт рекомендации для участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса;
3.3.11. организует страхование нотариальной деятельности, заключает договоры коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов, контролирует заключение договоров страхования гражданской ответственности нотариусами;
3.3.12. контролирует полноту и своевременность выполнения обязанности членов Палаты по уплате членских взносов и других платежей членов Палаты;
3.3.13. участвует в мероприятиях по научно-практическому исследованию проблем развития нотариата, а также в сфере совершенствования законодательства, регулирующего организацию нотариальной деятельности;
3.3.14. обеспечивает участие нотариусов в мероприятиях, организуемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации;
3.3.15. возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
3.3.16. применяет в отношении нотариусов и лиц, их замещающих, меры дисциплинарной ответственности;
3.3.17. обращается в суд с представлениями о приостановлении полномочий нотариусов и ходатайствами о лишении нотариусов права нотариальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством;
3.3.18. взаимодействует с территориальным органом юстиции по вопросам нотариальной деятельности в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, в том числе в связи с принятием совместных документов в сфере нотариата;
3.3.19. применяет современные методы передачи, обработки и хранения информации, осуществляет мероприятия по защите информации, содержащей сведения о нотариальных действиях; осуществляет передачу и распространение информации, в том числе о деятельности Палаты, её органов и проводимых мероприятиях с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; формирует и ведёт учёт информации, в том числе касающейся профессиональной деятельности нотариусов, с использованием электронных баз данных;
3.3.20. взаимодействует с Федеральной нотариальной палатой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Уставом Федеральной нотариальной палаты и настоящим Уставом;
3.3.21. осуществляет профессиональное сотрудничество с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации;
3.3.22.  развивает международные связи в сфере нотариальной деятельности;
3.3.23. организует и проводит культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия для членов Палаты;
3.3.24. оказывает благотворительную помощь;
3.3.25. выдаёт ссуды на приобретение помещений для размещения нотариальных контор, их ремонт и приобретение оргтехники и иного оборудования в соответствии с положением, утверждённым общим собранием членов Палаты.
3.3.26. поощряет членов Палаты за высокий уровень выполнения профессиональных обязанностей, за активное участие в деятельности Палаты и в других случаях, определяемых, общим собранием членов Палаты.
3.3.27. определяет перечень поселений или населенных пунктов, входящих в состав нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий; по мере необходимости, но не реже двух раз в год утверждает график приема населения в указанных поселениях или населенных пунктах и незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента его утверждения доводит указанный график приема населения до сведения соответствующего должностного лица органа местного самоуправления и территориального органа юстиции; обеспечивает соблюдение нотариусами указанного графика приема населения;
3.3.28. участвует в работе других организаций, в том числе выступает в качестве учредителя других организаций, в порядке, установленном законодательством;
3.3.29. принимает в нотариальный архив на постоянное и временное хранение нотариальные документы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о нотариате, и обеспечивает в соответствии с правилами хранения нотариальных документов в нотариальном архиве организацию хранения, комплектования, учета и использования переданных нотариальных документов;
3.3.30. выдает копии нотариальных документов, в том числе в электронной форме, архивные справки и подлинники нотариальных документов из нотариального архива в порядке, установленном законодательством;
3.3.31. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, Новгородской области и настоящим Уставом.
3.4. Палата осуществляет полномочия через свои органы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Глава 4. ИМУЩЕСТВО ПАЛАТЫ.
4.1.Имущество Палаты составляют материальные ценности и финансовые ресурсы, находящиеся на её балансе и являющиеся собственностью Палаты, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения, нематериальные активы, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права.
Имущество и полученная Палатой прибыль не подлежат распределению между её членами.
4.2. Источниками формирования имущества Палаты в денежной и иных формах являются:
- членские взносы и другие платежи членов Палаты;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности Палаты;
- доходы от деятельности Палаты, не запрещённой законом и предусмотренной настоящим Уставом;
- другие, не запрещённые законом, поступления.

4.3. Членские взносы и другие платежи членов Палаты являются обязательными, составляют основной источник формирования имущества Палаты и являются собственностью Палаты. Взносы членов Палаты являются целевыми средствами и предназначены для обеспечения деятельности палаты, реализации ее уставных целей.
Размер членских взносов и других платежей членов Палаты, необходимых для выполнения её функций, а также порядок их уплаты определяются Общим собранием членов Палаты (далее - Собрание) не реже чем один раз в два года.
Размер членских взносов устанавливается с учётом утверждённой Собранием сметы доходов и расходов Палаты на очередной финансовый год.
Члены Палаты помимо взносов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, вносят в Палату членский взнос в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме.
Отсрочка или рассрочка уплаты членских взносов и других платежей, а также уплата членских взносов и других платежей путем зачета требований к Палате возможны только по решению Правления Палаты (далее – Правление).
Освобождение от уплаты членских взносов и других платежей не допускается.
Возврат внесённых членом Палаты взносов не допускается, за исключением излишне уплаченных сумм.
4.4. Полномочия органов Палаты на совершение сделок с имуществом Палаты определяются в соответствии с законом и настоящим Уставом:
- сделки (или несколько взаимосвязанных сделок), связанные с отчуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой прямо либо косвенно движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет 1 (один) миллион рублей или более, а также сделки, связанные с отчуждением, возмездным приобретением либо обременением недвижимого имущества Палаты, совершаются по решению Собрания;
- иные сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок), связанные с отчуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой прямо либо косвенно движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет до 1 (одного) миллиона рублей, совершаются по решению Правления палаты, в пределах утверждённой Собранием сметы.
4.5. Обособленным имуществом Палаты являются денежные средства, формируемые за счёт отчислений от членских взносов и иных поступлений, направляемые на социальную поддержку членов Палаты и иных лиц в соответствии с социальными программами.
4.6. Палата обеспечивает наличие достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества Палаты, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Глава 5. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ.
5.1. В случаях, предусмотренных законом, Президент Палаты (далее – Президент), члены Правления, члены Ревизионной комиссии Палаты (далее – Ревизионная комиссия) и Управляющий делами Палаты (далее – Управляющий), лицо, исполняющее обязанности Управляющего, признаются заинтересованными лицами в совершении тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами.
5.2. В случае если указанное в пункте 5.1 Устава лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Палата, а также в случае иного противоречия интересов заинтересованного лица и Палаты в отношении существующей или предполагаемой сделки:
а) оно обязано сообщить о своей заинтересованности Правлению до момента принятия решения о заключении сделки;
б) сделка должна быть одобрена Правлением, если её одобрение не отнесено к компетенции Собрания в соответствии с настоящим Уставом.
5.3. Заинтересованное лицо несёт перед Палатой ответственность в размере убытков, причинённых им Палате. Если убытки причинены Палате совместно несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед ней является солидарной.

Глава 6 ЧЛЕНСТВО В ПАЛАТЕ
(ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ПАЛАТЫ).
6.1. Членами Палаты с правом решающего голоса в силу закона являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, наделённые правом совершения нотариальных действий в нотариальных округах Новгородской области.
6.2. Членами Палаты с правом совещательного голоса могут быть лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами, в том числе нотариусы, сложившие полномочия.
Указанные лица становятся членами Палаты на основании решения Правления.
Для приема в члены Палаты с правом совещательного голоса лицо, сдавшее квалификационный экзамен, представляет в Палату следующие документы:
1) письменное заявление о приеме в члены Палаты, в котором должно содержаться обязательство соблюдать устав Палаты;
2) копии документов, подтверждающих соответствие лица установленным требованиям: выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен и приказа о назначении на должность помощника нотариуса.
Основаниями для отказа в приеме лица в члены Палаты с правом совещательного голоса является непредставление лицом вышеуказанных документов.
6.3. Утрата лицом статуса нотариуса влечёт прекращение членства нотариуса в Палате.
Членство лиц, указанных в пункте 6.2 Устава, в Палате прекращается на основании их письменного заявления либо по решению Правления в связи с неисполнением ими обязанностей члена Палаты, предусмотренных настоящим Уставом, несоответствия предъявляемым требованиям.
6.4. Член Палаты имеет право:
6.4.1. пользоваться защитой своих интересов со стороны Палаты в рамках ее прав, юридических и экономических возможностей;
6.4.2. участвовать в деятельности Палаты в порядке, определённом законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
6.4.3. избирать и быть избранным в органы Палаты, а также по решению уполномоченного органа Палаты избираться в органы Федеральной нотариальной палаты, за исключением лиц, указанных в пункте 6.2. Устава;
6.4.4. обращаться в органы Палаты по любым вопросам деятельности Палаты, вносить предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности и принимать участие в их обсуждении;
6.4.5. участвовать в заседаниях Правления, комиссий, советов и рабочих групп, образуемых Собранием, Правлением или Президентом в порядке и в случаях, предусмотренных локальными актами Палаты, если иное не установлено Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
6.4.6. получать информацию о деятельности Палаты и знакомиться с её документами, в том числе протоколами заседаний Собрания, Правления, комиссий, советов, а также получать иную информацию и документы о деятельности Палаты, на официальном сайте Палаты, информационных стендах Палаты, посредством получения рассылаемой информации, в том числе по запросу члена Палаты, за исключением информации, для которой федеральным законом установлено требование обеспечения её конфиденциальности, путём личного ознакомления в помещении Палаты, в порядке, устанавливаемом Правлением;
6.4.7. пользоваться оказываемыми Палатой услугами безвозмездно, если иное не предусмотрено решениями органов Палаты, принятыми в пределах их компетенции;
6.4.8. получать компенсацию своих расходов, непосредственно связанных с участием в деятельности Палаты и иную финансовую помощь, соответствующую целям и задачами Палаты и в соответствии с Положениями, утвержденными Собранием.
обжаловать решения органов Палаты, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
6.4.10. осуществлять иные права, предусмотренные законом, настоящим Уставом или другими локальными актами Палаты.
6.5. Член Палаты обязан:
6.5.1. соблюдать Устав Палаты;
6.5.2. выполнять решения органов Палаты, принятые в пределах их компетенции;
6.5.3. своевременно уплачивать членские взносы и другие платежи членов Палаты в Палату, необходимые для выполнения её функций, в размере и порядке, определенных Собранием;
6.5.4.  не разглашать информацию о деятельности Палаты, для которой законом или локальным актом Палаты установлено требование обеспечения её конфиденциальности;
6.5.5.  лично участвовать в заседаниях Собрания, Правления, комиссий, советов по их приглашению;
6.5.6. давать объяснения по вопросам своей нотариальной деятельности, в том числе по вопросам несоблюдения профессиональной этики;
6.5.7. представлять по требованию в Палату необходимые сведения и документы, касающиеся совершенных нотариальных действий финансово-хозяйственной деятельности нотариусов - членов Палаты; своевременно сдавать статистические отчёты;
6.5.8. информировать Палату о страховании своей деятельности;
6.5.9. обеспечивать свободный доступ в свою нотариальную контору лицам, осуществляющим проверку профессиональной деятельности нотариуса-члена Палаты;
6.5.10. повышать свою профессиональную подготовку и деловую квалификацию;
6.5.11. соблюдать установленный режим работы нотариальной конторы, своевременно информировать Палату об адресах своего места жительства, места нахождения нотариальной конторы, места хранения архива (в том числе переданного на временное хранение), режиме работы нотариальной конторы, контактном номере телефона, адресе электронной почты, а также об изменении указанных сведений; заблаговременно сообщать в палату о закрытии нотариальной конторы на срок свыше трех дней;
6.5.12. обеспечивать надлежащее хранение нотариального архива, печатей, штампов, средств электронной подписи, бланков единого образца, а также документации служебного пользования, поступающей из Палаты;
6.5.13. содействовать осуществлению задач и целей Палаты;
6.5.14. не совершать действия (бездействия), заведомо направленные на причинение вреда Палате;
6.5.15. не совершать действия (бездействия), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Палата;
6.5.16. исполнять другие обязанности, предусмотренные законом, настоящим Уставом или другими локальными актами Палаты.
6.6. Член Палаты осуществляет свои права и исполняет обязанности лично. Права и обязанности члена Палаты не могут быть переданы третьим лицам.

Глава 7. ОРГАНЫ ПАЛАТЫ.
7.1. Органами Палаты являются:
- Собрание;
- Президент;
- Правление;
- Ревизионная комиссия;
7.2. Избранным в органы Палаты может быть любой нотариус, занимающийся частной практикой и являющийся членом Палаты.
Право такого нотариуса быть избранным в Органы Палаты не может быть ограничено Уставом.
С утратой лицом статуса нотариуса прекращаются его полномочия в соответствующих органах Палаты.

Глава 8. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ ПАЛАТЫ.
8.1. Собрание является высшим органом Палаты.
Решения, принятые Собранием в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения членами Палаты и её органами.
8.2. К компетенции Собрания относится:
8.2.1. определение приоритетных направлений деятельности Палаты, принципов формирования и использования её имущества;
8.2.2. утверждение и изменение устава Палаты;
8.2.3. избрание Президента и Правления, досрочное прекращение полномочий Президента, Правления и членов Правления;
8.2.4. избрание Ревизионной комиссии, досрочное прекращение её полномочий и полномочий членов Ревизионной комиссии, утверждение Положения о Ревизионной комиссии и внесение в него изменений;
8.2.5.  утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) Палаты;
8.2.6. утверждение годового отчёта и бухгалтерской (финансовой) отчетности, сметы доходов и расходов Палаты на очередной финансовый год и изменений в неё;
8.2.7.принятие решений о реорганизации и ликвидации Палаты в случаях и порядке, установленных федеральным законом, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса;
8.2.8. утверждение акта Ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности Палаты;
8.2.9. определение порядка приёма лиц, сдавших квалификационный экзамен, в члены Палаты с правом совещательного голоса и исключения из членов Палаты;
8.2.10. избрание Мандатно-счетной комиссии; досрочное прекращение её полномочий, а также полномочий членов комиссии; утверждение Положения о Мандатно-счетной комиссии, внесение в него изменений;
8.2.11. утверждение размера, порядка и способов уплаты членских взносов и других платежей членов Палаты;
8.2.12 создание фонда социальной поддержки, определение размера отчислений в фонд социальной поддержки и порядка его формирования; определение размера отчислений, направляемых на социальную поддержку членов Палаты и иных лиц в соответствии с социальными программами;
принятие решений о совершении сделок (или нескольких взаимосвязанных сделок), связанных с отчуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой прямо либо косвенно движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет 1 (один) миллион рублей или более, а также сделок, связанных с возмездным приобретением, отчуждением либо обременением недвижимого имущества Палаты и об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в соответствии с главой 5 настоящего Устава;
8.2.14. утверждение размеров компенсаций Президенту;
8.2.15.  рассмотрение жалоб членов Палаты на решения органов Палаты;
8.2.16. принятие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, решений об обращении в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности;
8.2.17. принятие решений о создании Палатой юридических лиц или об участии в других юридических лицах;
8.2.18. решение иных вопросов, относящихся к уставной деятельности Палаты.
Полномочия, указанные в пунктах 8.2.1 - 8.2.17 настоящего Устава, относятся к исключительной компетенции Собрания и не могут быть переданы для решения другим органам Палаты.
8.3. Собрание вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, находящиеся в компетенции Президента и Правления.
8.4. Каждый член Палаты обязан лично участвовать в заседаниях Собрания.
Полномочия члена Палаты участвовать в работе и голосовать на заседании Собрания не могут передаваться другим лицам.
При голосовании на заседании Собрания члены Палаты, являющиеся нотариусами, имеют право решающего голоса, а другие члены Палаты – право совещательного голоса.
8.5. Собрание проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Собрание осуществляет свою деятельность в очной форме, если иное не предусмотрено Уставом.
Собранием может быть утверждён Регламент его проведения.
Члены Палаты с правом решающего голоса могут участвовать в заседании дистанционно с применением электронных либо иных технических средств, позволяющих достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать Возможность и способ дистанционного участия определяются Правлением. В повестку дня заседания Собрания, проводимого с использованием электронных либо иных технических средств, не могут быть включены вопросы, требующие проведения тайного голосования.
8.6. Собрание правомочно, если в нём участвует более половины от общего числа членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
Кворум для проведения Собрания определяется по количеству зарегистрированных на момент начала заседания Собрания членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
Регистрацию членов Палаты, прибывших для участия в Собрании, осуществляет Мандатно-счетная комиссия.
Председательствующим Собрания является Президент, а в его отсутствие - Вице-президент, исполняющий обязанности Президента.
В случае отсутствия Президента и Вице-президента, председательствующий Собрания избирается из членов Палаты с правом решающего голоса, участвующих в заседании Собрания.
На Собрании, в повестку дня которого включён вопрос о выборах Президента, а также в иных случаях по предложению председательствующего избирается сопредседательствующий Собрания из числа членов Палаты с правом решающего голоса, участвующих в заседании Собрания.
8.7. Заседания Собрания могут быть очередными и внеочередными.
8.8. Дата, время и место проведения заседаний Собрания, а также перечень вопросов, включаемых в проект повестки дня, устанавливаются решением Правления Правление своим решением утверждает предварительную повестку заседания общего собрания членов Палаты, устанавливает дату, время и место его проведения.
Президент не позднее, чем за 15 дней до даты проведения Собрания Палаты письменно, в том числе с использованием электронной почты, уведомляет членов Палаты о дате, времени, месте его проведения с приложением перечня вопросов, включаемых в проект повестки дня Собрания и материалов, касающихся предлагаемых для рассмотрения вопросов.
Предложения по внесению вопросов в проект повестки дня Собрания могут быть переданы в Палату в письменном виде, в том числе с использованием электронной почты, не позднее чем за 10 календарных дней до даты проведения Собрания, установленной Правлением.
8.9. Ежегодно заседании Собрания заслушиваются отчёты, доклады, акты, информационные сообщения Президента, Правления, Ревизионной комиссии и иных комиссий Палаты, а также Управляющего.
Ход проведения заседания Собрания и результаты голосования на нём фиксируются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств. Протокол Собрания ведет Секретарь, избираемый Собранием из числа членов Палаты с правом решающего голоса. Техническую работу по подготовке протокола осуществляют работники Аппарата Палаты.
Протокол составляется в течение 10 рабочих дней с даты окончания заседания Собрания.
В протоколе Собрания указываются:
1) дата и время проведения Собрания, место проведения заседания Собрания и (или) способ дистанционного участия членов Палаты в заседании;
2) сведения о лицах, принявших участие в Собрании;
3) председательствующий (сопредседательствующий) и Секретарь Собрания, повестка дня Собрания;
4) результаты голосования по каждому вопросу;
5) сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов;
6)сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если член Палаты требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.
В протоколе Собрания должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые Собранием.
Протокол подписывается Председательствующим, Сопредседательствующим (в случае избрания) и Секретарем Собрания. Выписки из протокола заседания Собрания подписывает Президент либо Управляющий.
8.10. Внеочередное Собрание проводится по инициативе Президента, Правления, по требованию Ревизионной комиссии либо по требованию не менее одной трети членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
8.11. Требование о проведении внеочередного Собрания направляется его инициатором (инициаторами) в Палату в письменной форме. Требование должно содержать вопросы предлагаемой повестки дня, мотивы их внесения, подписи лиц, подающих заявление с указанием фамилии, имени, отчества, и необходимые материалы для обсуждения.
Требование о проведении внеочередного Собрания рассматривается Правлением на очередном заседании, следующим за предъявлением указанного требования, но не позднее месяца с момента поступления.
Внеочередное Собрание созывается Правлением в порядке, предусмотренном пунктом 8.8 настоящего Устава.
8.12 Решения по вопросам, рассматриваемым Собранием, принимаются открытым голосованием, кроме случаев, предусмотренных пунктами 10.1 и 12.1 настоящего Устава.
Подсчёт голосов на Собрании при голосовании осуществляет Мандатно-счётная комиссия, избираемая Собранием.
Регистрация, в том числе повторная регистрация, участников Собрания, голосование и подсчёт голосов по решению Правления могут производиться с использованием технических средств.
Решения Собрания принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в его заседании членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
По решению Собрания по любому вопросу может быть проведено тайное голосование.
В случае проведения Собрания с применением информационно-коммуникационных технологий (систем видеоконференцсвязи) голосование членов палаты, принимающих участие в Собрании удалённо, проводится с использованием технических средств. Идентификация личности члена нотариальной палаты, участвующего в заседании удалённо, осуществляется Мандатно-счетной комиссией с применением соответствующих систем идентификации и контроля доступа. Фиксация волеизъявления члена нотариальной палаты, голосующего удалённо, по вопросам, решения по которым принимаются открытым голосованием, осуществляется Мандатно-счетной комиссией с использованием технических средств.
8.13. Решения Собрания могут быть приняты без проведения заседания в очной форме путем проведения заочного голосования посредством отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, документов, содержащих сведения о голосовании членами Палаты с правом решающего голоса. Решения по вопросам, предусмотренным пунктами 8.2.1.- 8.2.7, 8.2.9. 8.2.17 Устава, а также по иные вопросам, по которым решено проводить тайное голосование, не могут приниматься посредствам заочного голосования.
8.14. Принятие решений членами Палаты без проведения заседания путём заочного голосования может быть организовано по инициативе Президента, Правления, Ревизионной комиссии либо не менее одной трети членов Палаты, имеющих право решающего голоса. Требование о проведении внеочередного Собрания с принятием решения в форме заочного голосования направляется его инициатором (инициаторами) в Палату в письменной форме. Требование должно содержать вопросы предлагаемой повестки дня, мотивы их внесения, сведения об инициаторе (инициаторах) проведения Собрания (фамилия, имя, отчество) и необходимые материалы для обсуждения.

Требование о проведении внеочередного Собрания в форме заочного голосования рассматривается Правлением на очередном заседании, следующем за предъявлением указанного требования, но не позднее месяца с момента поступления.

Проведение заочного голосования осуществляется в следующем порядке:

- срок проведения заочного голосования (с указанием даты и времени), а также перечень вопросов, включаемых в предлагаемую повестку дня, устанавливаются решением Правления;
- Президент не позднее, чем за 15 календарных дней до начала проведения заочного голосования уведомляет членов Палаты письменно с использованием электронной почты, о проведении заочного голосования, о сроке его проведения (с указанием даты и времени), о перечне вопросов, включаемых в предполагаемую повестку дня, о возможности ознакомления со всеми необходимыми информацией и материалами, а также о возможности внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов.
- предложения по внесению вопросов в проект повестки дня могут быть переданы в Палату в письменном виде не позднее, чем за 10 дней до проведения заочного голосования, установленной Правлением.
- не позднее, чем за 7 календарных дней до даты проведения заочного голосования Правление утверждает вопросы заочного голосования и проекты решений по ним, срок окончания процедуры голосования, форму бюллетеня для голосования и порядок его подписания, определяет лиц, уполномоченных на подписание протокола о результатах заочного голосования.
- не позднее следующего дня со дня принятия решения об утверждении вопросов заочного голосования членам палаты посредствам электронной почты направляется информация о сроках начала и окончания голосования, о месте (адресе) приема заполненных бюллетеней, вопросы для голосования с приложением материалов, предлагаемых к рассмотрению Собранием.
Заочное голосование по вопросам повестки дня осуществляется бюллетенями для голосования. Принявшими участие в заочном голосовании считаются нотариусы-члены палаты, бюллетени которых получены до даты окончания приема бюллетеней.
Решение Собрания, принимаемое без проведения заседания путем заочного голосования, правомочно в случае отправки документов, содержащих сведения о голосовании более чем пятьюдесятью процентами от общего числа членов палаты с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство (более 50 процентов голосов), направивших документы членов Палаты с правом решающего голоса.

На основании полученных бюллетеней производится подсчет голосов при заочном голосовании.
Проверку полномочий на участие в заочном голосовании, определение кворума и подсчёт результатов заочного голосования осуществляет Мандатно-счетная комиссия палаты.
Результат заочного голосования оформляется протоколом о результатах заочного голосования, в котором должны быть указаны:
дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании, и способ отправки этих документов;
сведения о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов;
сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
сведения о ходе голосования, если член Палаты требует их внести в протокол;
- сведения о лицах, подписавших протокол.
Протокол о результатах заочного голосования составляется в письменной форме, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств, подписывается лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавших результат подсчета голосов. Протокол должен быть составлен в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания процедуры голосования.
О результатах заочного голосования и принятых решениях Президент уведомляет членов Палаты посредствам электронной почты.

Глава 9. ПРЕЗИДЕНТ ПАЛАТЫ.
Президент - единоличный исполнительный орган Палаты. Президент осуществляет текущее руководство деятельностью Палаты.
Президент Палаты избирается сроком на 6 (шесть) лет.
Президент осуществляет следующие полномочия:
9.3.1. представляет Палату во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами и действует от её имени без доверенности;
9.3.2. представляет интересы Палаты в международных организациях, а также участвует в международных программах профессионального сотрудничества, обмена информацией научного, правового и прикладного характера;
9.3.3. организует и координирует деятельность членов Палаты по обеспечению и защите прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений;
9.3.4. представляет и защищает права и законные интересы членов Палаты в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами;
9.3.5. организует контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, а также обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом и Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
9.3.6. организует рассмотрение жалоб и иных материалов в отношении членов Палаты; принимает решения о возбуждении дисциплинарных производств;
9.3.7. организует работу Правления, формирует проект повестки дня и проводит заседания Правления;
9.3.8. предлагает Правлению кандидатуру Вице-президента для избрания;
9.3.9. даёт поручения членам Правления по вопросам, отнесённым к компетенции Правления;
9.3.10. с согласия Правления  назначает на должность и освобождает от должности Управляющего;
9.3.11. принимает решение о временном возложении обязанностей Управляющего на другого работника Управления делами при увольнении или временном отсутствии Управляющего;
9.3.12. контролирует исполнение решений Собрания, Правления, приказов и распоряжений Президента, деятельность аппарата Палаты;
9.3.13. организует подготовку и проведение заседаний Собрания;
9.3.14. осуществляет руководство и контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности Палаты;
9.3.15. нанимает и увольняет работников Аппарата Палаты, издаёт приказы и распоряжения, даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками аппарата Палаты;
9.3.16. выдаёт доверенности от имени Палаты;
9.3.17. распоряжается имуществом Палаты (включая совершение сделок) в пределах своей компетенции;
9.3.18. является уполномоченным представителем Палаты на Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В отсутствие Президента представительство на Собрании представителей нотариальных палат осуществляется членом Палаты с правом решающего голоса, уполномоченным на то решением Правления;
9.3.19. принимает решения об оказании социальной (материальной) помощи членам Палаты, а также решения по другим вопросам, касающимся компетенции Правления Палаты, в случае, если данные вопросы требуют безотлагательного рассмотрения (с последующим рассмотрением и утверждением Правлением палаты принятого Президентом единоличного решения), и издает соответствующие распоряжения;
9.3.20. утверждает индивидуальный план стажировки стажеров;
9.3.21. принимает совместное решение с территориальным органом Минюста России о продлении срока стажировки на время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки и решение о сокращении срока стажировки;
9.3.22. принимает решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки;
9.3.23. дает согласие или отказывает в выдаче согласия на наделение помощника нотариуса или лица, соответствующего требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ законодательства РФ о нотариате, полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса;
9.3.24.осуществляет взаимодействие с Федеральной нотариальной палатой в соответствии с настоящим Уставом и Уставом Федеральной нотариальной палаты;
9.3.25.осуществляет иные полномочия, не отнесённые настоящим Уставом к компетенции Собрания или Правления.
9.4. Президент в своей деятельности подотчётен Собранию.
Полномочия вновь избранного Президента возникают с момента утверждения Собранием протокола Мандатно-счетной комиссии палаты о результатах состоявшихся выборов Президента.
9.6. Полномочия Президента прекращаются истечением срока, на который он избран, либо досрочно.
9.7. При истечении срока полномочий Президента ранее избранный Президент продолжает исполнение обязанностей до избрания нового Президента. Его полномочия прекращаются с момента утверждения Собранием протокола Мандатно-счетной комиссии палаты о результатах состоявшихся выборов нового Президента.
9.8. Исполнение полномочии Президента прекращается досрочно в случае:
добровольного отказа от осуществления полномочий Президента - со дня подачи в Палату соответствующего заявления, если в самом заявлении не указана иная, более поздняя, дата прекращения полномочий;
сложения Президентом полномочий нотариуса либо прекращения этих полномочий по решению, приговору суда, вступивших в законную силу - со дня наступления соответствующего факта (события), вступления в законную силу судебного акта;
принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Президента - с момента принятия решения Собранием;
смерти.
9.9. При досрочном прекращении полномочий Президента исполнение его обязанностей до избрания нового Президента решением Правления возлагается на Вице-президента Палаты или иного члена Правления.
Правление организует в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, подготовку и проведение выборов нового Президента.
9.10. При приостановлении у Президента полномочий нотариуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о нотариате, его обязанности на период приостановления исполняет Вице-президент Палаты, а в случае невозможности исполнения им обязанностей Президента, решением Правления обязанности Президента возлагаются на иного члена Правления.
9.11. Президент имеет право на денежную компенсацию в связи с отвлечением от занятия непосредственно нотариальной деятельностью для осуществления функций по обеспечению деятельности Палаты.
Размер компенсации Президенту за исполнение возложенных на него обязанностей утверждается Собранием.
9.12. Жизнь и здоровье Президента по решению Собрания могут быть застрахованы за счёт средств Палаты на сумму и на условиях, определяемых Собранием.
9.13. Деятельность президента Палаты может подлежать поощрению в формах, определенных Собранием.


Глава 10. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ПАЛАТЫ.
10.1. Президент избирается Собранием путём тайного голосования.
10.2. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
10.3. Кандидатом в Президенты может быть любой нотариус, являющийся членом Палаты, выдвинутый на должность членами Палаты с правом решающего голоса либо путём самовыдвижения.
В случае самовыдвижения кандидат на должность Президента представляет в Палату не позднее чем за 15 календарных дней до выборов подписанное им уведомление о намерении участвовать в выборах.
В случае, если выдвинут только один кандидат на должность Президента, выборы проводятся на безальтернативной основе.
10.4 Правление назначает дату проведения общего собрания членов Палаты по выборам Президента Палаты не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания срока полномочий Президента.
10.5. Избранным Президентом считается кандидат, набравший простое большинство голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в Собрании членов Палаты с правом решающего голоса.
10.6. В случае, если в результате голосования по выборам Президента, при числе кандидатов в Президенты более двух, ни одно лицо не набрало простого большинства голосов, в тот же день проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.
10.7. Выборы считаются несостоявшимися:
-если в результате второго тура голосования ни один из двух кандидатов не набрал простое большинство (более 50 процентов) голосов участвующих в Собрании членов Палаты с правом решающего голоса;
-если решение Собрания о выборах Президента признано судом недействительным.
В случае признания выборов Президента несостоявшимися или в случае досрочного прекращения полномочий Президента выборы Президента назначаются в порядке, установленном настоящим Уставом, и проводятся не позднее чем через 3 месяца со дня признания данных выборов несостоявшимися или прекращения полномочий Президента.
В случае признания выборов Президента несостоявшимися полномочия Президента до избрания нового Президента исполняет ранее избранный Президент.


Глава 11. ПРАВЛЕНИЕ ПАЛАТЫ.
11.1. Правление является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Палаты. Правление избирается Собранием из числа членов Палаты, являющихся нотариусами сроком на четыре года. Президент является членом Правления по должности.
Правление осуществляет общее руководство деятельностью Палаты, за исключением решения вопросов, отнесённых действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции Собрания.
Правление подотчётно Собранию.
11.2. Численный состав Правления – семь человек, включая Президента.
Президент возглавляет Правление и председательствует на его заседаниях. При отсутствии Президента или невозможности ведения им заседания Правления ведет заседание Вице-президент, а при его отсутствии - один из членов Правления по решению Правления.
Заседание Правления правомочно, если в нём участвуют более половины членов Правления.
Секретарь Правления назначается из числа работников Палаты.
11.3. Деятельность Правления осуществляется на основе коллегиальности руководства, гласности и отчётности.
11.4. Правление осуществляет следующие полномочия:
11.4.1. представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им содействие в осуществлении нотариальной деятельности;
11.4.2. принимает решения о созыве Собрания в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
11.4.3. формирует и утверждает проект повестки дня Собрания;
11.4.4. подготавливает материалы по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции Собрания, либо принятым Собранием к своему рассмотрению; в том числе подготавливает предложения по приобретению в собственность, отчуждению или залогу недвижимого имущества;
11.4.5. организует исполнение решений Собрания и Правления;
принимает решения о совершении Палатой:
- сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок), связанной с отчуждением, возмездным приобретением или обременением Палатой прямо либо косвенно движимого имущества (имущественных прав), стоимость которого составляет до 1000 000 (одного миллиона) рублей.
- сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в соответствии с главой 5 настоящего Устава;
11.4.7. принимает решения об открытии в установленном порядке счетов в банках, а также о переводе денежных средств со счёта в одном банке на счёт в другом банке;
11.4.8. осуществляет перераспределение средств в пределах утверждённой Собранием сметы доходов и расходов Палаты;
11.4.9.  по предложению Президента избирает из числа членов Правления Вице-президента и прекращает его полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
11.4.10. дает согласие Президенту на назначение на должность и увольнение с должности Управляющего;
11.4.11. утверждает структуру, штатное расписание и Положение об Аппарате Палаты;
11.4.12. принимает локальные акты, в том числе регулирующие:
- текущую деятельность Палаты;
- порядок получения информации о деятельности Палаты и ознакомления с её
- бухгалтерской и иной документацией, перечень сведений о деятельности Палаты, составляющих конфиденциальную информацию;
- компетенцию созданных Правлением в соответствии с настоящим Уставом комиссий, советов и рабочих групп;
- положения о структурных подразделениях Аппарата Палаты и их полномочиях.
11.4.13. образует комиссии и советы, создание которых не отнесено к исключительной компетенции Собрания, осуществляет общее руководство их деятельностью, утверждает положения о комиссиях и советах, их персональный состав, порядок финансирования; утверждает кандидатуры председателей комиссий и советов, формирует рабочие группы и утверждает их руководителей;
11.4.14. принимает решения об участии Палаты в научно-практических мероприятиях по развитию нотариата и совершенствованию законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, определяет порядок и размер финансирования участия Палаты в таких мероприятиях;
11.4.15. обеспечивает участие нотариусов в мероприятиях органов государственной и муниципальной власти, а также Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, содействует развитию и укреплению международных связей в сфере нотариата, определяет порядок и размер финансирования этой деятельности;
11.4.16. организует контроль за:
- исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
- соблюдением Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
- страхованием гражданской ответственности нотариуса;
- исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства;
- соблюдением требований по содержанию и функционированию нотариальной конторы;
- обеспечению надлежащих условий для приёма нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц;
- повышением квалификации;
- своевременностью и полнотой уплаты членских взносов и других платежей членов Палаты.
11.4.17. организует стажировку лиц в целях подготовки их к сдаче квалификационного экзамена и осуществление контроля за прохождением стажировки у нотариусов;
11.4.18. организует мероприятия по повышению профессионального уровня и квалификации членов Палаты, стажёров нотариусов, работников Аппарата Палаты;
11.4.19. утверждает обобщения нотариальной практики и методические рекомендации по вопросам совершения нотариальных действий;
11.4.20. рассматривает предложения, обращения и жалобы членов Палаты;
11.4.21. применяет по своей инициативе и по представлениям председателей комиссий и советов меры поощрения членов Палаты и по представлению Президента или Управляющего - работников Аппарата Палаты;
11.4.22. рассматривает жалобы на действия нотариусов и принимает по ним решения;
11.4.23. рассматривает дисциплинарные производства и применяет к нотариусам и лицам, их замещающим, меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
11.4.24. принимает решения об обращении в суд с представлениями о приостановлении полномочий нотариусов в случаях, предусмотренных законодательством;
11.4.25. участвует совместно с территориальным органом юстиции в подготовке предложений по количеству должностей нотариусов в нотариальных округах Новгородской области;
11.4.26. избирает представителей Палаты для включения в состав конкурсной комиссии, экзаменационной комиссии по проведению экзамена для лиц, претендующих на должность стажёра, а также квалификационной комиссии, образуемой при территориальном органе юстиции;
11.4.27. выдвигает кандидатуры от Палаты для избрания либо утверждения в состав органов, комиссий, советов и рабочих групп Федеральной нотариальной палаты;
11.4.28 даёт рекомендации лицам, желающим участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса;
11.4.29. утверждает перечень сведений о деятельности Палаты, составляющих конфиденциальную информацию;
11.4.30. ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры региональных тарифов, не превышающие предельных размеров региональных тарифов, установленных Федеральной нотариальной палатой;
11.4.30.1 ежегодно устанавливает размеры платы за выдачу копии нотариального документа, архивной справки из нотариального архива, не превышающие установленные законом пределы;
11.4.31. разрабатывает и реализует программы по социальной защите и оказанию материальной помощи нотариусам, лицам, ранее работавшим нотариусами, и иным лицам в соответствии с указанными программами, определяет порядок и размер их финансирования;
11.4.32. определяет способ размещения средств фонда социальной поддержки;
11.4.33.  принимает решения об оказании благотворительной помощи и определении её размера;
11.4.34. утверждает мероприятия по проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для членов Палаты;
11.4.35. определяет условия, порядок и размер компенсации президенту;
11.4.36. определяет количество должностей стажеров (по согласованию с территориальным органом юстиции);
11.4.37. утверждает кандидатуры руководителей стажировки, а также условия прохождения стажировки;
11.4.38. принимает решение о соответствии лиц, претендующих на должность стажера, требованиям части первой статьи 19 Основ;
11.4.39. принимает решение о проведении экзамена для лиц, претендующих на должность стажера, с целью выявления наиболее подготовленных лиц, а также дату и время проведения экзамена (по согласованию с территориальным органом Минюста России);
11.4.40. определяет порядок проведения экзамена для лиц, претендующих на должность стажера, и перечень вопросов, включаемых в тесты (по согласованию с территориальным органом Минюста России);
11.4.41. принимает решение о назначении руководителей стажировки лицам, зачисленным в стажеры;
11.4.42. утверждает программу стажировки;
11.4.43. определяет дату начала стажировки;
11.4.44. принимает решение о назначении другого руководителя стажировки из утвержденного нотариальной палатой списка руководителей стажировки;
11.4.45 принимает решения по обеспечению организации хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов в нотариальном архиве, утверждает Положение о нотариальном архиве;
11.4.46.  решает иные вопросы, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом и не отнесённые к исключительной компетенции Собрания.
11.5. Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в два месяца.
Заседания Правления созываются Президентом по его инициативе либо могут быть проведены по требованию члена Правления или Ревизионной комиссии.
Организация заседания Правления осуществляется Президентом. Повестка дня, необходимые материалы (документы), сведения о дате, времени и месте проведения заседания доводятся до членов Правления не позднее чем за 3 рабочих дня до заседания.
Ход проведения заседания Правления и результаты голосования на нём фиксируются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем Правления. Выписки из протокола заседания Правления подписывает Президент (Вице-президент) либо Управляющий.
Протокол составляется в течение 5 рабочих дней с момента проведения Правления, датой составления протокола является дата окончания заседания.
В протоколе заседания указываются:
- дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов Правления в заседании;
- сведения о лицах, принявших участие в заседании;
- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- сведения о лице, проводившем подсчёт голосов;
- сведения о членах Правления, голосовавших против принятия решения Правления и потребовавших внести запись об этом в протокол;
- сведения о ходе проведения заседания, если член Правления требует их внести в протокол;
-сведения о лицах, подписавших протокол.
Члены Правления могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Возможность и способ дистанционного участия определяется Правлением.
11.6. Решения Правления принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в заседании членов Правления. Каждый член Правления имеет один голос. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.
Решения Правления доводятся до сведения членов Палаты, на которых они распространяются, в течение 10 дней с даты их принятия способами, определяемыми Правлением.
Голосование по вопросам, вынесенным на обсуждение Правления, проводится открыто.
11.7. Решение Правления может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, документов, содержащих сведения о голосовании членами Правления.
Принятие решений членами Правления без проведения заседания путём заочного голосования может быть организовано по инициативе Президента. Президент своим решением устанавливает срок начала и окончания голосования, место (адрес) либо способ приема заполненных бюллетеней, вопросы для голосования с приложением материалов, предлагаемых к рассмотрению Правлением, проект решения по каждому вопросу, форму бюллетеня для голосования и порядок его подписания, а также определяет лиц, уполномоченных на подсчет голосов или фиксирующих результат подсчета голосов.
Решение Правления, принимаемое без проведения заседания путем заочного голосования, правомочно в случае отправки документов, содержащих сведения о голосовании более чем пятьюдесятью процентами от общего числа членов Правления. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство (более 50 процентов голосов), направивших документы членов Правления.
Результат заочного голосования оформляется протоколом о результатах заочного голосования, в котором должны быть указаны:
-дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов Правления, и способ отправки этих документов;
-сведения о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
-результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
-сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
-сведения о лицах, голосовавших против принятия решения Правления и потребовавших внести запись об этом в протокол;
-сведения о ходе проведения заседания, если член Правления требует их внести в протокол;
-сведения о лицах, подписавших протокол.
Протокол о результатах заочного голосования составляется в письменной форме, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств, подписывается лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавших результат подсчета голосов. Протокол должен быть составлен в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания процедуры голосования.
11.8. Полномочия вновь избранного Правления возникают с момента утверждения Собранием протокола Мандатно-счётной комиссии о результатах состоявшихся выборов Правления.
11.9. Полномочия Правления прекращаются истечением срока, на который оно избрано, либо досрочно.
При истечении срока полномочий Правления ранее избранное Правление продолжает исполнение обязанностей до избрания нового состава Правления. Его полномочия прекращаются с момента утверждения Собранием протокола Мандатно-счётной комиссии о результатах состоявшихся выборов нового состава Правления.
В случае признания выборов Правления несостоявшимися ранее избранный состав Правления продолжает исполнять обязанности до избрания нового состава Правления.
Исполнение полномочий Правления прекращается досрочно в случаях:
сложения членами Правления полномочий;
принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Правления;
принятия судом решения о признании недействительными решения Собрания о выборах Правления.
В случае добровольного сложения полномочий Правление считается сложившим полномочия с момента принятия соответствующего решения, если в самом решении не указана иная, более поздняя дата.
В иных случаях полномочия Правления прекращаются с момента наступления соответствующего факта (события), принятия решения Собранием, вступления в законную силу решения суда.
 11.10. Исполнение полномочий члена Правления прекращается досрочно в случаях:
добровольного отказа им от осуществления полномочий члена Правления - со дня подачи в Палату соответствующего заявления, если в самом заявлении не указана иная, более поздняя, дата сложения полномочий;
сложения членом Правления полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, либо прекращения этих полномочий по решению, приговору суда, вступивших в законную силу - со дня наступления соответствующего факта (события), вступления в законную силу судебного акта;
принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочии члена Правления - с момента принятия решения Собранием;
смерти.
11.11. Члены Правления вправе участвовать в заседаниях комиссий, советов и рабочих групп, образуемых Правлением либо Собранием, быть одновременно членами комиссий (кроме Ревизионной и Мандатно-счетной комиссий палаты), советов и рабочих групп, образуемых Правлением либо Собранием, в том числе комиссий по проверке исполнения нотариусами палаты профессиональных обязанностей и организации нотариальной деятельности, если иное не установлено Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
11.12.  Особенности рассмотрения Правлением дисциплинарных производств в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации могут быть установлены порядком рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности нотариусов, утверждаемым Собранием.
11.13. Члены Правления выполняют свои обязанности на безвозмездной основе.


Глава 12. ВЫБОРЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ) ПРАВЛЕНИЯ.
12.1. Правление избирается Собранием тайным голосованием из числа членов Палаты, являющихся нотариусами.
12.2.  Правом первоочередного выдвижения кандидатур в члены Правления обладает Президент.
В бюллетень для тайного голосования включаются все кандидаты, выдвинутые в состав Правления, в том числе путём самовыдвижения.
Избранными в состав Правления признаются кандидаты, набравшие простое большинство голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в заседании Собрания членов Палаты с правом решающего голоса.
Если количество кандидатов, набравших простое большинство голосов, превышает необходимое в соответствии с пунктом 11.2 настоящего Устава число для избрания Правления в полном составе, избранными членами Правления считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
Если в результате первого тура голосования необходимое количество голосов набрали менее вышеуказанного числа кандидатов, в тот же день по возможности проводятся последующие туры голосования, но не более двух. Кандидаты, набравшие необходимое количество голосов в ходе предшествующих туров голосования, в бюллетень для голосования в последующем туре не включаются.
Если в результате двух дополнительных туров голосования число кандидатов, набравших большинство (более 50 процентов голосов), будет менее необходимого для наличия кворума при проведении заседания Правления, выборы считаются несостоявшимися.
Если в результате двух дополнительных туров голосования число кандидатов, набравших большинство (более 50 процентов голосов), будет более необходимого для наличия кворума при проведении заседания Правления, но менее количества, установленного пунктом 11.2 Устава, проводятся дополнительные выборы в установленном Уставом порядке.
12.3.  Выборы Правления считаются несостоявшимися:
если в результате голосования, в том числе двух дополнительных туров голосования, не избрано минимальное количество членов Правления, необходимое для формирования Правления;
если решение Собрания о выборах Правления признано судом недействительным.
В случае признания выборов Правления несостоявшимися или в случае досрочного прекращения полномочий Правления выборы Правления назначаются в порядке, установленном настоящим Уставом, и проводятся не позднее чем через 3 месяца со дня признания данных выборов несостоявшимися или прекращения полномочий Правления.
В случае, если имеется решение суда о признании недействительным решения Собрания о выборах Президента, после избрания Президента проводятся новые выборы Правления в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
12.4. В случае, если установленное пунктом 11.2 настоящего Устава количество членов Правления не избрано, а также при досрочном прекращении полномочий члена Правления на следующем Собрании (годовом или внеочередном) проводятся дополнительные выборы на оставшийся срок полномочий Правления.
Дополнительные выборы в состав Правления не назначаются и не проводятся, если оставшийся срок полномочий Правления составляет менее одного года и количество членов Правления составляет не менее чем две трети установленного пунктом 11.2. настоящего Устава количества членов Правления.


Глава 13. ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПАЛАТЫ.
13.1. Правление по предложению Президента из числа членов Правления избирает Вице-президента открытым голосованием простым большинством голосов.
Срок полномочий Вице-президента не может превышать срок избрания его членом Правления.
13.2. Полномочия Вице-президента могут быть прекращены досрочно:
- по решению Правления большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании;
- в случае добровольного сложения полномочий. В этом случае Вице-президент считается сложившим полномочия с даты подачи соответствующего заявления, если в самом заявлении не определена иная дата, более поздняя, сложения полномочий;
- прекращения полномочий члена Правления.
13.3. Досрочное прекращение полномочий Вице-президента не влечёт за собой досрочного прекращения его полномочий как члена Правления при отсутствии оснований, указанных в пунктах 11.9 и 11.10 настоящего Устава.
13.4. Объем полномочий Вице-президента определяется Президентом.
На период временного отсутствия Президента его полномочия могут быть переданы Вице-президенту как в полном объёме, так и частично.
При досрочном прекращении или приостановлении полномочий президента Палаты его полномочия в полном объеме исполняет вице-президент Палаты или иной член Правления палаты по решению Правления палаты.
В период временного отсутствия Президента Вице-президент приступает к исполнению своих обязанностей по письменному распоряжению Президента, при невозможности дать письменное распоряжение – по решению Правления. В случае если вице-президенту Палаты полномочия президента Палаты передаются частично, то в распоряжении о передаче полномочий должны быть указаны соответствующие полномочия.
13.5. Вице-президент выполняет свои обязанности на безвозмездной основе. При этом он имеет право на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе Палаты, а также на компенсацию в связи с исполнением полномочий Президента в соответствии с локальными актами Палаты.


Глава 14. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ.
14.1. Ревизионная комиссия является органом Палаты, контролирующим финансово-хозяйственную деятельность Палаты и выполнение решений Собрания, регламентирующих указанную деятельность.
14.2. Ревизионная комиссия действует в соответствии с настоящим Уставом и Положением, утверждаемым Соб

14.4. Члены Ревизионной комиссии избираются Собранием открытым голосованием из числа нотариусов, являющихся членами Палаты, в составе 3 человек сроком на 3 года.
В случае досрочного прекращения полномочий Ревизионной комиссии или полномочий её членов, выборы Ревизионной комиссии или её членов проводятся на очередном Собрании.
14.5. Члены Ревизионной комиссии не вправе получать вознаграждение за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе комиссии.
14.6. Членом Ревизионной комиссии не может быть лицо, одновременно являющееся членом Правления, иных комиссий или советов, осуществляющих контрольные функции.
14.7.  Вновь избранная Ревизионная комиссия приступает к исполнению своих полномочий с момента утверждения Собранием протокола Мандатно-счетной комиссии о результатах состоявшихся выборов членов Ревизионной комиссии.
14.8. Ревизионная комиссия прекращает исполнение возложенных на неё полномочий с момента утверждения Собранием протокола Мандатно-счетной комиссии о результатах выборов нового состава Ревизионной комиссии либо с момента принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Ревизионной комиссии.
14.9. Полномочия члена Ревизионной комиссии прекращаются досрочно также в случае добровольного прекращения полномочий члена Ревизионной комиссии.
14.10.  В случае добровольного прекращения полномочий членом Ревизионной комиссии его полномочия прекращаются со дня подачи в Палату соответствующего заявления, если в самом заявлении не указана иная, более поздняя, дата сложения полномочий.
В иных случаях полномочия члена Ревизионной комиссии прекращаются с момента наступления соответствующего факта (события), принятия решения Собранием, вступления в законную силу решения суда, смерти.
В иных случаях полномочия члена Ревизионной комиссии прекращаются с момента наступления соответствующего факта (события), принятия решения Собранием, вступления в законную силу решения суда.
14.11. Ревизионная комиссия из своего состава избирает Председателя Ревизионной комиссии, который организует её работу.
14.12. Ревизионная комиссия не менее одного раза в год проводит комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности Палаты и исполнения сметы доходов и расходов.
14.13. Ревизионная комиссия вправе проводить внеочередные проверки по решению Собрания, просьбе Правления или Президента.
При проведении проверок Ревизионная комиссия вправе по согласованию с Президентом привлекать работников аппарата Палаты и иных специалистов.
14.14. По требованию Ревизионной комиссии Управляющий и иные работники аппарата Палаты обязаны предоставлять документы о финансово-хозяйственной деятельности Палаты.
Иные полномочия Ревизионной комиссии могут быть установлены Положением о Ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность Палаты и её приостанавливать.
14.15. По результатам проведённой проверки Ревизионная комиссия составляет акт, который подписывается всеми членами Ревизионной комиссии, участвующими в проверке, и представляется для ознакомления Президенту и Правлению, а также Собранию для утверждения.
14.16. По результатам проведённой проверки Ревизионная комиссия вправе потребовать проведения внеочередного Собрания в соответствии с пунктами 8.10 и 8.11 настоящего Устава.
14.17. Решения Ревизионной комиссии принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) членов Ревизионной комиссии, участвующих в заседании, и оформляются протоколом. Протокол подписывается председательствующим на заседании Ревизионной комиссии и секретарём Ревизионной комиссии.
Член Ревизионной комиссии, не согласный с выводами, изложенными в акте проверки ревизионной комиссии, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит оглашению на заседании правления и общего собрания членов Палаты.
14.18. Члены Ревизионной комиссии вправе участвовать в заседаниях Правления, комиссий, советов Палаты с правом совещательного голоса, если иное не установлено Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Глава 15. АППАРАТ ПАЛАТЫ.
15.1.Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Палаты осуществляется её Аппаратом.
Функциональные обязанности, структура и штатное расписание Аппарата Палаты определяются локальным актом, утверждаемым Правлением.
Права и обязанности работников аппарата Палаты определяются трудовым законодательством, трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Непосредственное руководство аппаратом Палаты осуществляется Управляющим.
Управляющий делами назначается на должность Президентом с согласия Правления.
Управляющий делами является лицом, уполномоченным Правлением для организации и руководства текущей финансово-хозяйственной деятельностью Палаты.
Управляющий делами подотчетен и подконтролен Президенту и Правлению Палаты.
15.3. Управляющий делами при осуществлении своих прав и обязанностей должен действовать в интересах Палаты, добросовестно и разумно.
15.4. Управляющий делами Палаты:
- представляет интересы Палаты, действует по доверенности от имени Палаты по вопросам, отнесенным к компетенции Управляющего делами;
- обеспечивает работу аппарата Палаты по направлениям своей деятельности;
- осуществляет руководство текущей хозяйственной деятельностью Палаты и несет ответственность за организацию и состояние этой работы, несет материальную ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим уставом.
15.5. Трудовой договор с Управляющим может быть расторгнут по его инициативе, а также по решению Правления в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
15.6. При увольнении Управляющего Президент принимает решение о возложении исполнения обязанностей Управляющего на другого работника или о приёме на должность нового Управляющего в установленном настоящим Уставом порядке.
В случае временного отсутствия Управляющего (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) временное исполнение его обязанностей возлагается решением Президента на другого работника Аппарата.
15.7. Работники Аппарата Палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий и иных сведений конфиденциального характера. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, или Палате ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 16. КОМИССИИ, СОВЕТЫ И РАБОЧИЕ ГРУППЫ.
16.1. Для проверки полномочий и регистрации членов Палаты для участия в заседаниях Собрания, а также для подсчета голосов по всем вопросам, внесенным в повестку общего собрания членов Палаты, создаётся и действует Мандатно-счетная комиссия.
Мандатно-счетная комиссия избирается Собранием из числа членов Палаты - нотариусов открытым голосованием сроком на 4 года в составе трех человек.
16.2. Мандатно-счетная комиссия из своего состава выбирает Председателя Мандатно-счетной комиссии.
16.3. Решения Мандатно-счетной комиссии оформляется протоколом и доводятся до сведения участников Собрания.
16.4. Протокол Мандатно-счетной комиссии является приложением к протоколу Собрания.
16.5. Для осуществления контроля за профессиональной деятельностью нотариусов и за выполнением ими Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, а также для рассмотрения поступающих в адрес Палаты обращений граждан и юридических лиц, а также публикаций в средствах массовой информации, вынесения преставлений о поощрении нотариусов Палаты создается комиссия по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов Палаты.
16.6. Комиссия по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов Палаты избирается Правлением в составе 5 человек из числа нотариусов, являющихся членами Палаты, сроком на 4 года.
16.7. Комиссия по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов Палаты предлагает из числа своих членов председателя комиссии для утверждения Правлением.
16.8. Заседания комиссии по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов Палаты и принимаемые комиссией решения оформляются протоколами.
16.9. Комиссия по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов Палаты имеет право ходатайствовать перед Президентом о возбуждении дисциплинарного производства в отношении нотариуса по фактам, выявленным в ходе проверок исполнения профессиональных обязанностей и организации нотариальной деятельности нотариусом, а также исполнения нотариусом правил нотариального делопроизводства.
16.10. Члены комиссии по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов Палаты выполняют свои обязанности на безвозмездной основе.
16.11. Для обеспечения единства нотариальной практики, оказания помощи и содействия нотариусам в выработке единого подхода по применению текущего законодательства при совершении нотариальных действий создается комиссия по методической работе Палаты.
16.12. Комиссия по методической работе Палаты избирается Правлением в составе 9 человек из числа нотариусов, являющихся членами Палаты, сроком на 4 года.
16.13. Комиссия по методической работе Палаты предлагает из числа своих членов председателя комиссии для утверждения Правлением.
16.14. Заседания комиссии по методической работе Палаты и принимаемые комиссией решения оформляются протоколами.
16.15. Комиссия по методической работе Палаты вправе привлекать к работе любого члена Палаты.
16.16. Комиссия по методической работе Палаты подконтрольна Правлению Палаты. Председатель комиссии регулярно информирует Правление Палаты о результатах работы комиссии.
16.17. Собрание и Правление в целях обеспечения деятельности Палаты по отдельным направлениям, рассмотрения конкретных вопросов, подготовки предложений и документов вправе создавать иные комиссии и советы.
16.18. Комиссии, советы Собрания и Правления формируются на добровольной основе из числа членов Палаты.
16.19. В состав советов, создаваемых Собранием, Правлением или Президентом, могут соответствующим решением включаться представители научных и иных учреждений и организаций по согласованию с ними.
16.20. Комиссии и советы, создаваемые по решению Собрания или Правления, действуют согласно положениям, утверждаемым соответственно Собранием или Правлением.
16.21. Предмет и цели деятельности комиссий и советов Палаты, порядок финансирования этой деятельности, права и обязанности, подотчётность членов комиссий и советов определяются положениями о соответствующих комиссиях, советах.
Размер финансирования деятельности комиссий, советов и рабочих групп определяется Правлением.
16.22. Членам комиссий и советов за счёт средств Палаты по решению Правления может выплачиваться компенсация документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением ими обязанностей.
Деятельность членов комиссий и советов может подлежать поощрению в формах, определяемых Правлением.


Глава 17. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА ПАЛАТЫ.
17.1. Решения об изменении Устава Палаты принимаются Собранием простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в его заседании членов Палаты, имеющих право решающего голоса.
17.2. Изменения в Устав Палаты подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке и вступают в силу для третьих лиц с момента такой регистрации.